Skip to content

Карьера в золотодобыче

Около 86% работодателей в России заявляют о нехватке кадров. Вице‑президент по персоналу и организационному развитию золотодобывающей компании «Полюс» Юлия Андроновская рассказывает Plus-one.ru, как упростить доступ к профильному образованию и справиться с проблемой дефицита сотрудников в долгосрочной перспективе.

Реальность сегодняшнего дня такова, что бизнесу приходится формировать для себя кадровый резерв, начиная даже не с вузов, а еще со школы. На факультетах, профильных для горнодобывающей отрасли, металлургии, не так много студентов. Каждый год отрасль сталкивается с оттоком молодежи. Причина — в низкой осведомленности о карьерных возможностях в индустрии. Например, все дети знают на бытовом уровне, кто такие юристы. В то же время дети обычно не представляют, что означают слова «маркшейдер» (инженер горного дела. — Прим. Plus-one.ru) или «флотатор» (специалист по обогащению природных ископаемых. — Прим. Plus-one.ru).

ЭТАП 1. Школа

По этой причине вместе с СФУ (Сибирским федеральным университетом) «Полюс» ведет в школах Красноярского края профориентационный проект: мы рассказываем о профессиях в золотодобыче понятным языком. На профориентационном уроке, который осенью 2021 года мы провели в школе № 21 Красноярского края, школьники увидели, как выглядит руда, узнали о том, сколько граммов золота содержится в их смартфоне, почерпнули новые для себя интересные факты о благородном металле. Важно, что мы рассказываем, какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим золотодобытчиком, получать хорошую заработную плату после выпуска из университета и построить свою карьеру.

  

Основное, к чему мы стремимся, — чтобы у детей расширялся кругозор и возникали мысли о построении карьеры в нашей отрасли. Нам хочется показать, что успешными становятся не только специалисты гуманитарных, IT- или креативных сфер: разработчики, юристы, блогеры, музыканты. Мы создаем свою информационную среду относительно того, где и как можно делать карьеру.

«Полюс» начинает работать со школьниками уже с седьмого класса. Сегодня система образования в России выстроена так, что от итоговых оценок в средней школе зависит, какое направление выберет ребенок: гуманитарное или математическое. Таким образом, в седьмом классе нужно направить внимание школьника в сторону технических предметов, показать привлекательность горнодобывающей индустрии. Тогда в старшей школе (10-11 классах) ребенок, определив желаемое для себя направление и зная, какие предметы необходимы для поступления, будет тщательнее изучать математику, химию и готовиться к поступлению в профильный вуз.

Первые положительные результаты профориентационной работы у нас есть: «Полюс» получил заявки от 867 десятиклассников, причем 47% из них — девочки, чему мы очень рады. Молодым девушкам обычно сложнее представить себе, как построить карьеру в добывающей отрасли. Это социально обусловлено: сначала им читают сказки про принцесс, потом рассказывают, как здорово быть учительницей или врачом. Естественно, девочки не задумываются о профессиях, связанных с химией или физикой.

По итогам пилотного проекта в Красноярском крае мы примем решение — продолжим ли профориентационный проект в других регионах нашего присутствия: в Иркутской области, Якутии и Магаданском крае.

 

Из архива компании «Полюс»

Этап 2. Вузы и сузы

Горнодобывающая отрасль сложна с точки зрения построения карьеры. Нельзя стать главным инженером сразу после студенческой скамьи.

В настоящий момент мы наращиваем количество корпоративных программ и стажировок для студентов в нашей компании. Мы не просто поддерживаем студентов стипендией, но даем и дополнительные знания. Уже на четвертом курсе университета студент может быть трудоустроен в компанию для прохождения стажировки. Программа стажировки устроена таким образом, чтобы студент смог успешно продолжать обучение в вузе и при этом выполнять реальные производственные задачи: таким образом он закрепляет и применяет теоретические знания, полученные в университете. Успешное прохождение стажировки позволяет рассчитывать на трудоустройство по выпуску из университета.

Не нужно забывать и о производственной практике, которая помогает закладывать фундамент карьеры студентам из добывающей отрасли. Ежегодно у нас в компании ее посещают около 400 человек со всей страны. Мы полностью берем на себя следующие расходы: перелет, питание, проживание, заработная плата. В условиях пандемии мы вынуждены были сбавить обороты, но студенты продолжают к нам приезжать. Мы надеемся, что в 2022 году их станет еще больше.

Из архива компании «Полюс»

Этап 3. Карьера

В «Полюсе» все сотрудники получают возможность как для профессионального, так и карьерного развития.

Для сотрудников рабочих специальностей у нас выстроена система обучения по широкому кругу профессий, основой которой являются матрицы профессиональных стандартов, где прописано все — от трудовых функций до знаний и умений сотрудника. На базе матриц мы разработали учебно-методические программы, состоящие из теории и практики. Новички проходят теорию дистанционно либо с помощью преподавателей наших учебно-курсовых комбинатов. Практическая, то есть производственная, часть отрабатывается уже с наставником непосредственно на рабочем месте. Наставники в «Полюсе» — это наши высококвалифицированные рабочие, прошедшие специализированное обучение, которые знают, как правильно адаптировать нового сотрудника на производстве и в коллективе, и эффективно подготовить новичка к работе.

Получив опыт работы по профессии и показав высокие результаты, сотрудники могут продолжить свое развитие в программе подготовки пула преемников.

Программа помогает сотрудникам приобретать необходимые навыки и выстраивать карьеру от стартовой позиции мастера до начальника карьера или золотоизвлекательной фабрики. Участники развивают управленческие и профессиональные компетенции, а также изучают специфику внутренних процессов и процедур.

Для руководителей и специалистов с высоким потенциалом в компании существует программа развития пула талантов. Сотрудники проходят оценочные мероприятия, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития и определить фокусные программы обучения. Программа предполагает, что непосредственные руководители активно участвуют в развитии пула талантов. В качестве следующей карьерной цели сотрудник может выбрать как управленческую, так и экспертную позицию в периметре всей компании «Полюс».